Олег Замулин: «Всегда стремитесь к качеству, доверяйте только объективной внешней оценке своей работы, ставьте амбициозные цели»

Получив образование за рубежом, Вы вернулись в Россию для продолжения преподавательской и научной деятельности. Какие факторы повлияли на Ваш выбор?
Честно говоря, я на эту тему особенно не размышлял, я поехал учиться в Америку в 1992-м году без каких-либо планов там оставаться. Я знал, что еду надолго, в общей сложности получилось девять лет, но я хотел изучать экономику, и я понимал, что в России это делать бессмысленно. Эмиграцию же я никогда не рассматривал как вариант – для меня в таком поступке есть что-то унизительное. Хотя многие мои друзья эмигрировали, и я их не осуждаю. Кроме того, в России я могу осуществить массу интереснейших проектов, в то время как в Америке я, с большой вероятностью, просто был бы одним из множества профессоров экономики.

Что, на Ваш взгляд, будет способствовать борьбе с утечкой мозгов из России? Каким образом должна быть изменена политика государства в области образования и экономики, чтобы создать стимулы для работы российских ученых в России?
К сожалению, простых решений нет. Просто повышением зарплаты мало чего можно добиться – надо менять всю атмосферу, как в академической среде, так и в обществе. В академической среде нужно уменьшать бюрократизм, повышать этические стандарты. В более общем плане нужно стремиться к созданию в России правового государства, в котором права и свободы личности будут защищаться законом. Ученые – люди мобильные и требующие к себе уважения. Когда они видят, что полиция вместо защиты правопорядка занимается вымогательством взяток, а суды вместо того, чтобы вершить правосудие, устраняют неугодных власти бизнесменов и оппозиционеров, многие из них просто пакуют чемоданы и уезжают туда, где им работается комфортней и безопасней. Конечно, создать правовое государство – большая задача, а начинать надо с малого. В сфере образования нужно стимулировать конкуренцию между вузами, уменьшать бюрократию, создавать для ведущих ученых материальные условия, сравнимые с мировыми стандартами. Например, мне нравится текущая инициатива Министерства науки и образования о сокращении числа бюджетных мест с одновременным увеличением финансирования каждого такого места. Лучше создать несколько сильных вузов, чем много слабых.

Назовите наиболее острые, на Ваш взгляд, проблемы, стоящие перед российской высшей школой, и какие пути решения Вы можете предложить?
Я, как экономист, всегда ищу источник проблемы в неправильных стимулах. Я не вижу, чтобы вузы, за исключением нескольких, реально пытались конкурировать на мировом рынке, привлекать ученых из-за рубежа, боролись за хороших абитуриентов, стимулировали научные исследования. С одной стороны, они поставлены в такие условия – они получают небольшое финансирование с обязательством обучить много студентов, при этом они еще и ограничены всевозможными стандартами и правилами. С другой стороны, их финансирование и существование мало зависит от их реального успеха – успех по-советски меряется количественными показателями: выпущенными студентами, защищенными диссертациями, объемом публикаций. С третьей стороны, любые реформы вузов угрожают тем людям, которые сейчас занимают в них важные посты. Отсюда застой и вырождение. Поэтому общая идея необходимых изменений – нужно привязать финансирование к успеху вуза, оцениваемому по качественным показателям (например, внедрить обсуждаемую ранее формулу «деньги следуют за студентом»), дать вузам больше свободы, уменьшать бюрократизм.

В российской высшей школе до сих нет единого отношения к современной западной экономической мысли, основанной на неоклассике, однако многие вузы в настоящий момент полностью отошли от преподавания политэкономических дисциплин. Как Вы оцениваете тот факт, что современные учебные программы в вузах в России строятся, в основном, на основе копирования западных подходов для унификации глобального образования? Стоит ли возвратить некоторые политэкономические дисциплины в учебные курсы?
В этом вопросе так много стереотипов и штампов, что даже неясно, с чего начинать отвечать. Во-первых, я не знаю, что такое «западная экономическая мысль». Мне известна только одна наука «экономика», ей занимаются во всем мире, как на западе, так и на востоке, на юге и на севере. Во-вторых, эта наука очень широкая, в рамках нее можно изучать что угодно, она НЕ основана на неоклассике. Она основана на аксиоме, что каждый человек ведет себя неким оптимальным для себя образом в рамках неких ограничений. В результате действий большого количества людей складывается то равновесие, которое мы наблюдаем. Нам, как ученым, нужно понять, какие же цели преследуют люди в рамках каких ограничений, и как из этого складывается наблюдаемое равновесие. При этом можно делать предположение, что человек считает для себя оптимальным решением воровство, или что его ограничение – умственная отсталость и он не отличает копейки от рубля. Или наоборот, он не думает о своем материальном благе, а стремится, например, к миру во всем мире. То есть, абсолютно не обязательно в рамках этой науки предполагать совершенный конкурентный рынок, в котором стремление каждого к личному благополучию приводит к глобальному оптимуму. Значительная часть всей экономической науки посвящена именно изучению несовершенств рынка. Определить, какая из теорий верна, можно только посредством анализа реальных данных, для чего в экономической науке есть огромный раздел – эконометрика. Если Вам не нравится популярная теория, берите данные и пытайтесь доказать, что теория не соответствует данным, предлагайте свои теории. В-третьих, политическая экономика сейчас является довольно популярным разделом экономической науки, здесь нет места для противопоставления. Она в некоторой степени основана на тех же идеях Маркса – а именно, правила игры, в рамках которых люди принимают свои решения, устанавливаются некоей узкой группой людей (у Маркса – классом). Интересы этой группы могут не соответствовать интересам всего общества, но пока у нее есть политическая сила, общество будет жить по их правилам. Такой захват власти узкой группой людей порождает застой, чему в истории масса примеров. Все это анализируется в рамках обычной экономической науки. В-четвертых, если в наших вузах плохо преподается экономика, то это вопрос, скорее, о профессионализме преподавателей, а не о копировании западных учебников. Я учился в Америке, там тоже многие критикуют экономику за излишнюю приверженность идеям свободных рынков, за нереалистичные предположения. Это, на мой взгляд, вопрос плохого преподавания. Конечно, если ограничиваться в своем преподавании только простыми моделями и не привязывать их к жизненным примерам, то у студентов возникает вполне понятное отторжение такой науки. В-пятых, идею вернуть политическую экономию советского образца всерьез воспринять не могу. Это не наука, а идеология, существовавшая только в одной стране в мире, понятно – почему. Если там были интересные мысли, их вполне можно рассматривать в рамках современной экономической науки. А вот преподавать современную политическую и институциональную экономику можно и нужно – в Высшей школе экономики мы это делаем.

Какие 3 главных совета Вы дали бы молодым людям, которые хотят остаться в России и заниматься наукой и достичь успеха в мировом масштабе?
Во-первых, я все-таки советую поучиться за границей. Любая наука – мировая, она не может существовать в границах одного государства, нужно узнавать мировой опыт и просто постараться взглянуть на мир с другой стороны. Во-вторых, нужно обязательно следовать иным этическим стандартам, чем, к сожалению, приняты у нас – не принимать плагиат, списывание, пытаться достичь всего своим трудом. В-третьих, не попадайте в ловушку количественных показателей – всегда стремитесь к качеству, доверяйте только объективной внешней оценке своей работы, ставьте амбициозные цели.

Цитаты

<b>Велихов Е.П.</b><br />академик РАН, секретарь Общественной палаты Российской Федерации

Велихов Е.П.
академик РАН, секретарь Общественной палаты Российской Федерации

«Проведение форума GLOBE стало уникальной формой мобилизации научного и творческого потенциала молодого поколения»

Мероприятия

 Октябрь 2018
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234