Ксения Костина*: «Предпринимательская культура будет развиваться»

Вы успешно занимаетесь предпринимательской деятельностью и активно продвигаете тему молодежного предпринимательства. Какие основные вызовы, на Ваш взгляд, стоят перед сегодняшними молодыми людьми, которые хотят связать свою жизнь с предпринимательством?
На мой взгляд, основная проблема, с которой сталкиваешься — это отсутствие в нашей стране бизнес-культуры. “Благодаря” 90-м, само слово “бизнес” в России носит негативный окрас и ассоциируется с воровством или кумовством, с чем-то нечестным. У молодежи сложилось впечатление, что если ты не обладаешь связями и внушительной суммой денег, у тебя есть только идея и желание работать — то вряд ли твой бизнес будет прибыльным и конкурентоспособным. Однако, я лично знаю примеры того, как люди создавали и развивали успешные стартапы при достаточно скромных вложениях.
Одним из факторов, тормозящих развитие предпринимательства, является неразвитость инфраструктуры. У нас до сих пор не сформирована адекватная законодательная база в отношении бизнеса, практически отсутствует лояльность (я уже не говорю о поддержке) со стороны государства, не обозначены перспективы развития экономики.
Сейчас ситуация постепенно, очень медленно, улучшается, но от Европы в этом плане мы отстаем очень заметно. Я ощущаю это потому, что 23 года прожила в Эстонии, которая, между прочим, тоже является постсоветским пространством, и где поддержкой инновационных молодежных инициатив начали активно заниматься еще до 2000 года.

Назовите, пожалуйста, основные черты современной предпринимательской культуры России. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы для ее дальнейшего развития?
Я считаю, что пока рано вообще говорить о развитии предпринимательской культуры, так как ее, по сути, у нас нет. Усиливающим фактором здесь конечно является отсутствие чёткой и ясной перспективы развития бизнес-среды. К сожалению, наше общество в очередной раз, начав, практически, «с нуля» новую главу в жизни страны, перешло скачкообразно в рыночную экономику, к капитализму, и находится на начальном, «детском», этапе развития именно как «капиталистическое общество». Имея перед глазами общую картину происходящего в нём, можно попытаться описать «средневзвешенный» культурный портрет российского предпринимателя, который будет включать в себя и проявления «общей» культуры в бизнес-среде. И здесь физиологический возраст не столь важен. Важен набор моделей поведения в деловых, социальных отношениях как внутри предпринимательского сообщества, так и во взаимодействии его с внешним миром. Черты предпринимательской культуры легко детерминируются, если исходить из «детской» стадии культурного развития общества, угнетаемого отсутствием достаточной ясности даже ближайшего будущего. Для большей наглядности можно описать эти черты контрастными парами: дерзновенность замыслов и нежелание принимать ответственность (отсюда – с трудом внедряющееся в сознание наших предпринимателей понятие «социальная ответственность бизнеса»); желание учиться и познавать новое и пагубное пристрастие к поискам «магических» быстрых решений (и мы наблюдаем растущий спрос на западные консалтинговые продукты, зачастую, совершенно не приспособленные к нашей среде); повышенная, порой, на грани возможностей, трудоспособность и «временщическое» отношение к жизни; отличная способность налаживать нужные связи и отношения в среде и отрицание себя как части общества, отгораживание от внешнего мира (и мы наблюдаем непрерывное увеличение количества элитных жилых кварталов или частных коттеджей, окружённых разбитыми дорогами и обветшалыми фасадами других домов).
Предпринимательская культура будет развиваться, безусловно. Вопрос в том, можно ли повлиять на это развитие? Ускорить или скорректировать. И только после этого можно ответить на вопрос «Какие меры необходимы?». У нас есть «широкая общественность» – люди, не являющиеся предпринимателями. Они, так же как и все остальные группы, заняты только своими проблемами, им не до влияния на развитие предпринимательской культуры. Редкие проявления общественного влияния в виде обществ по защите прав потребителей и им подобных, вряд ли можно считать серьёзным влиянием. Остаются только сами предприниматели. Их развитие с учётом ограничений, накладываемых внешней средой, исключительно в их руках. Лучшие и наиболее продвинутые представители сообщества должны брать в свои руки организацию его развития в целом, через активизацию той части жизни сообщества, которая напрямую не связана с бизнесами и деловыми проектами. Создание среды, в которой могут прорасти новые, здоровые тенденции развития культуры предпринимательского сообщества и которые будут распространять плоды этого развития на культуру общества в целом – вот задача, которую можем и должны решать мы – молодые предприниматели России.

В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика ведения бизнеса в России и каковы ее отличия от европейского опыта?
Мне кажется, что ключевым фактором, формирующим эту специфику и её отличающим, является различие идеологий бизнеса в Европе и в России. Не будем рассматривать крупные корпорации – это особая среда. Эти компании в большинстве своём – обезличенные системы, условия работы в которых и корпоративная культура весьма схожи у нас и в Европе. Но, что касается среднего, и, главного двигателя экономик многих европейских стран – малого бизнеса, то здесь ситуация принципиально различается. Специфика ведения бизнеса в России имеет корни всё в той же культуре и развитии общества в целом. С одной стороны, эту специфику определяют крайне тяжёлые условия для ведения бизнеса, создаваемые государством и бюрократической системой. С другой стороны, на специфику влияет отношение самих предпринимателей, бизнесменов к тому, что и зачем они делают. Бизнесмены в России рассматривают свой бизнес в большей степени как способ обогащения. В Европе малый бизнес не является способом заработать миллионы и быстро купить себе замок где-нибудь в другой стране, а потом уехать туда. Владелец среднего семейного ресторана в Париже может по итогу иметь доход, сопоставимый со средней заработной платой. Но у него другие мотивы, другие цели – делать что-то, что ему нравится, продолжать традицию, быть самостоятельным и независимым и вносить частичку чего-то своего в общее дело поддержания и развития культуры общества. В России цели зависят от масштабов бизнеса – это либо обрастание всеми благами, доступными за деньги в отгороженном от общества пространстве в самой России, либо перемещение в дальнейшем и бизнеса, и самого бизнесмена в «цивилизованный» мир, где уже можно устроиться комфортнее и вздохнуть спокойно, ибо отобрать нажитое будет уже сложнее. Вот такое восприятие внешней среды как комплекса ресурсов, а не как общего пространства, которое каждый может и должен улучшать в меру своих сил и исходя из возможностей. В итоге бизнес в России готов идти на любые сделки с кем угодно: с коррумпированными чиновниками, с нечистоплотными партнёрами, с условно существующим «деловым кодексом», с совестью, в конце концов, лишь бы иметь возможность продолжать монетизировать ресурсы, доступ к которым этот бизнес имеет. Иногда складывается впечатление, что никто — ни правительство, ни бизнес-сообщество на самом деле не верит, что у России вообще есть какие-то возможности для развития, какое-то будущее. Поэтому российскую специфику можно определить словами «Взять. Защитить. Уйти», в то время как для европейской специфики характерны, скорее, «Сохранить. Преумножить. Дать».

Существует ли возможность выхода российского бизнеса на международные рынки?
Конечно, российскому бизнесу нужно преодолеть множество препятствий, чтобы выйти на международный уровень. Все-таки различий очень много, и мы заметно отстаем от Запада.
Кроме отсутствия у нас предпринимательской, бизнес-культуры и плохо развитой инфраструктуры стоит отметить и тот факт, что в России лишь небольшая часть населения хорошо знает английский язык. Из этих людей лишь немногие ведут бизнес, а европейские стандарты бизнеса выдерживают единицы. Поэтому тех, кто действительно способен выйти на иностранный рынок и конкурировать с его игроками — очень мало. Вот вам пример из отрасли, в которой я работаю — интернет-маркетинг и партнерские программы. На Adtech, крупнейшей Европейской конференции в сфере онлайн-рекламы и интернет-маркетинга, которая уже несколько лет проводится в разных странах — мы были в числе немногих российских команд. И это при том, что российский интернет-рынок развивается очень быстро. Нам есть, что почерпнуть у западных коллег, и даже есть, чем поделиться.
Возможно, сначала стоит сделать пробный “выход” на рынок другой страны, например, делать что-то за рубежом, но для русской аудитории. Так, мы вышли со своими услугами в сфере рекламы и графического дизайна на рынок Эстонии: производим рекламу для эстонских предприятий и организаций, которые работают с русской аудиторией. Могу сказать, что это наше направление довольно успешно, и мы регулярно выполняем эстонские заказы, в том числе и для правительства Эстонии.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших предпринимательских успехах и планах?
Главные мои предпринимательские успехи — три компании, которые я развивала и основала.
Первым было рекламное креативное агентство Smart City, в которое я пришла в 2011 году на должность Креативного директора. За время моей работы нам удалось поучаствовать в ребрендинге районов города, а мне лично — получить награду премии в сфере молодежного предпринимательства NEXT за лучший креативный стартап. В марте 2012 я открыла офис Smart City в Эстонии, который уже приносит прибыль и выполняет заказы для крупнейших рекламодателей и госструктур.
В 2012 я решила воплотить идею, которая зрела уже давно — создать ателье, которое сочетает в себе принцип дома мод и индивидуального пошива, при этом находясь в среднем ценовом сегменте. Так возникло ателье BANT. Мы решили объединить моду и современные технологии и разработали приложение, благодаря которому занятые женщины смогут заказать пошив одежды, тратя меньше времени.
Последнее и главное детище — это Leadgid — компания, занимающаяся интернет-рекламой с оплатой за результат. Это направление самое перспективное — рынок онлайн-маркетинга в России растет большими темпами, а рынок партнерских программ еще в процессе формирования.
Оборот Leadgid с момента основания вырос в 33 раза, мы работаем с западным трафиком, месяц назад открыли офис в Москве.
Что касается планов на будущее, то сейчас я участвую в разработке еще двух технологичных интернет-старапов, запуск которых планируется на вторую половину 2013 года. В одном из них партерами выступает западная компания, в другом — люди, только что закончившие ВУЗ в Санкт-Петербурге и это безумно приятно — работать с такими молодыми и такими талантливыми людьми. В этом смысле позитивная тенденция в сфере развития молодежного предпринимательства явно проглядывается.

* Ксения Костина — Управляющий партнер Leadgid.ru

Цитаты

<b>Воробьев А.Ю.</b><br />Руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия»

Воробьев А.Ю.
Руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия»

«В форуме GLOBE принимают участие молодые профессионалы, студенты и аспиранты, которые в ближайшее десятилетие составят костяк экспертного сообщества и дипломатической службы»

Мероприятия

 Октябрь 2018
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234