Александр Русинов о программе «Глобальное образование»

Недавно на ПМЭФ-2012 была презентована программа по интеграции российских выпускников ведущих вузов мира в ключевые сферы развития страны — «Глобальное образование», подготовка к реализации которой ведется уже более 2 лет. Многие специалисты в России связывают с этой программой возможность прорыва в развитии подготовки современных кадров в нашей стране. Расскажите, пожалуйста, каковы цели программы и механизм ее работы?
Цель программы – привлечь российских выпускников ведущих мировых вузов на работу в ключевые сферы российской экономики, где потребность в высококвалифицированных сотрудниках наиболее высока: государственное и муниципальное управление, управление высшим образованием и наукой, высокотехнологичные компании, учреждения социальной сферы.

По каждому из четырех направлений будут выбраны подходящие образовательные программы в лучших мировых вузах – тех, которые входят в топ-300 каждого из трёх признаваемых у нас международных рейтингов вузов (QS, THE, ARWU). Параллельно стартует процесс отбора участников программы: на первом этапе – на основании теста GRE (Graduate Record Examination), на втором этапе – необходимо самостоятельно поступить в вуз. После успешного поступления участник заключает с оператором программы договор. На основании договора участник получает целевой образовательный займ для оплаты обучения и сопутствующих расходов (например, медицинской страховки).

Не секрет, что в России существует определенный дисбаланс между специальностями большинства выпускников и спросом на них на рынке труда. Нацелена ли программа «Глобальное образование» на решение этой проблемы? Существуют ли целевые специальности обучения для потенциальных участников программы?
Да, целевые направления образования и последующего трудоустройства есть: государственное и муниципальное управление, управление высшим образованием и наукой, высокотехнологичные компании, учреждения социальной сферы.

Какие обязательства перед государством принимает на себя потенциальный участник программы?
Условие получения целевого образовательного займа – работа в течение трёх лет после завершения обучения в частной или государственной организации по одному из четырёх профилей. После трёх лет работы задолженность участника по займу перед оператором программы считается полностью погашенной, и в течение этого периода никакие вычеты из заработной платы не производятся. Если участник программы получил отличное образование в одном из лучших вузов мира, хорошую работу по профилю, добросовестно работает и реализуется в своём профессиональном направлении, — главная цель программы достигнута.

Будет ли применяться принцип аналогичный системе трудового распределения в СССР для выпускников программы? Есть ли список компаний/учреждений, рекомендованных или обязательных для трудоустройства выпускников? Будет ли оказана иная форма поддержки в трудоустройстве для участников программы?
Возможно заключение соглашений о сотрудничестве с работодателями, на основании которых работодатели размещают на сайте программы свой заказ на специалистов. Возможно также заключение «Контрактов развития» с работодателями (ещё одно название – «Ученический договор 2.0»), в соответствии с которыми участники программы знают, в какие организации они вернутся работать после завершения обучения. В целом же схема выглядит следующим образом: никакого распределения не будет, у нас свободная экономика, свободный рынок труда, и участники программы, получившие отличное образование, изначально обладают большими шансами на рынке труда получить хорошую работу по профилю.

Назовите наиболее острые, на Ваш взгляд, проблемы, стоящие перед российской высшей школой, и какие пути решения Вы можете предложить?
Главная проблема – бюрократический стиль управления, когда значение процедуры превалирует над значимостью результата. Решение проблемы высшего образования – в постоянном образовании и самообразовании руководителей вузов на уровне ректората, факультетов, институтов, в том числе и в рамках программы «Глобальное образование», когда руководство вуза решает – направить на обучение действующих сотрудников вуза или привлечь новых из числа выпускников программы.

Каким Вы видите путь развития системы образования в России в ближайшие 20 лет? Какой путь должен быть выбран для максимально быстрого сокращения отрыва российских вузов от мировых лидеров?
Российская система высшего образования неизбежно находится под влиянием глобальных тенденций в этой сфере. Сценариев может быть несколько. Важно понимать, что поможет высшему образованию сохранить лучшее и постоянно развиваться. Мне кажется, что для этого необходимо всегда ориентироваться в работе на честную оценку текущего состояния дел в вузе, правильную постановку целей, выбор ресурсов, достижение результата, желание достигать большего, мудрый подход растить себе смену из числа молодых управленцев, способных решать амбициозные задачи. Например, вывести вуз в топ-100 среди других вузов мира. Это реально.

В заключение нашего разговора перечислите, пожалуйста, качества, которые формируют молодого лидера в современной России.
Главное качество, которое должно быть у молодого лидера: готовность в своей работе дать больше, нежели получить. Речь о способности отдавать, создавать, без мотивации всякий раз что-то обязательно получить взамен. Только те, кто готовы отдавать – способны совершать действительно большие изменения в сфере, в которой они работают.

* Александр Русинов — руководитель проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Цитаты

<b>Набиуллина Э.С.</b><br />Министр экономического развития Российской Федерации

Набиуллина Э.С.
Министр экономического развития Российской Федерации

«Мы глубоко заинтересованы во внедрении в России новых образовательных форм интерактивного взаимодействия молодых специалистов и экспертов со всего мира»

Мероприятия

 Июнь 2017
ПВСЧПСВ
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012